mturnn (mturnn) wrote,
mturnn
mturnn

Ошибки в планировании бизнеса не прошли даром для авиаотрасли России

Ситуация на российском рынке авиаперевозок внешне стабилизировалась, но это обманчивое затишье. Ошибки в бизнес-планировании не прошли даром для отрасли: полагаясь на ежегодный рост на 11-12%, она подошла к началу кризиса с чудовищным излишком провозной емкости. В провальные зимние месяцы были отправлены в отставку 130 самолетов – около 12% всего российского парка. Острая фаза кризиса пришлась на зиму и март, когда в общей сложности было возвращено лизингодателям или остановлено около 16 тыс. кресел. Чтобы оценить масштаб «оптимизации», скажем, что это больше чистого прироста провозной емкости (получение минус выбытие кресел) за любой из календарных лет, включая рекордный 2011-й, когда нетто-результат составил +15,5 тыс. кресел.
Фактически всё, непосильным трудом полученное в предыдущие полтора года, российские авиакомпании хаотично «слили» с приходом столь неожиданного кризиса.Ориентируясь на коэффициент PLF (Passenger Load Factor) как показатель соотношения рыночного предложения и спроса, мы видим, что в мае нарушенный баланс восстановился: после полугодового падения занятость кресел выросла к предыдущему году. На фоне сезонного роста спроса и повышения PLF до 78,7% авиакомпании смогли поднять операционную рентабельность. С наступлением высокого сезона стало еще спокойнее: впервые за несколько лет в мае-июне не выведено из эксплуатации ни одного воздушного судна. Но стабилизировавшийся пассажиропоток не должен вводить в заблуждение: российская экономика находится в наиболее острой фазе кризиса (сокращение ВВП во II квартале может превысить 4,5%), а рост перевозок в мае-июне связан лишь с увеличением сезонности после переориентации спроса на внутренние перевозки.
Импортозамещение в туризме несет в себе такое осложнение, как концентрацию спроса в период с июня по сентябрь, а остальные месяцы превращаются в откровенно провальные. В межсезонье 2014-2015 годов средние темпы роста спроса на внутренние перевозки составили 5%, тогда как в теплые месяцы рост измеряется двузначными цифрами. Традиционные пики спроса летом и зимой становятся более выраженными, а в периоды между ними авиакомпании вынуждены сильно снижать тарифы для поддержания приемлемого денежного потока.
Корпоративный спрос сглаживает колебания частного, так как его пик традиционно приходится на весенне-осенний период. Но спрос на деловые поездки сокращается под влиянием экономического кризиса, и предположить его рост сейчас могут лишь очень большие оптимисты. К тому же часть деловых пассажиров пересаживается в экономкласс, еще больше снижая уровень доходности перевозчиков от этого очень важного потребительского сегмента. Всего за полтора года доля кресел премиальных классов (первого и бизнес) сократилась практически у всех российских авиакомпаний: у «Аэрофлота» с 12,4% до 11,6%, у «Трансаэро» с 5,1% до 4,9%, у «ЮТэйр» – с 3,6% до 3,4%. И только «Сибирь» – за счет реконфигурации салона на четырех Airbus A321 – увеличила долю бизнес-класса в провозной емкости с 5,5% в конце 2013 года до 5,8% в середине 2015 года. При этом на международных направлениях из-за обвала рубля идет быстрое сокращение пассажиропотока. Чувствительность потребительского спроса к текущим курсовым колебаниям феноменальная: некоторое укрепление рубля в апреле-мае немедленно привело к «рекордному» за несколько месяцев падению всего на 12%, тогда как июньское ослабление рубля повлекло дальнейшее сокращение выездного туризма.
C наступлением кризиса все российские авиакомпании разделились на три неравных группы: нескольких лидеров, увеличивших перевозки пассажиров, нескольких середняков, сохранивших объемы перевозок, и большого количества аутсайдеров, сокративших масштабы деятельности на десятки процентов и потерявших рыночные позиции. Неудивительно, что аутсайдеры прошедшей зимой были вынуждены избавиться от лишних провозных емкостей. «Лидером» выступил «ЮТэйр», сокративший парк на 55 воздушных судов – почти 40%. Пикантность ситуации в том, что прирост провозной емкости авиакомпании вплоть до декабря составлял около 25% к уровню 2013 г., то есть менеджмент в упор не замечал надвигающегося кризиса.
На втором месте «карманные» перевозчики туроператора «Пегас Туристик» – Nordwind и Ikar. Они уменьшили парк на 14 самолетов. Ситуация на туристическом рынке отражается на авиаперевозках: на фоне очевидного кризиса у «Пегаса» (авиакомпании Nordwind и Ikar) и у Tez Tour (авиакомпания Ifly) существенно вырос пассажиропоток у дочерних перевозчиков туроператоров Coral Travel (Royal Flight) и Anex Tour (Azur Air, бывшая «Катэкавиа»).
С ноября 2014 по июнь 2015 российские авиакомпании получили 56 воздушных судов, их емкость по количеству кресел оказалась вдвое меньше выбывающих самолетов за тот же период. Группа «Аэрофлот» получила 29 новых воздушных судов (в основном, сам «Аэрофлот» и «Победа»), а ее доля на рынке составила почти 43%. Без учета трансфера между российскими авиакомпаниями, доля группы «Аэрофлот» в полученной извне провозной емкости составила красноречивые 56%, сообщает «АвиаПорт».
Устоявшаяся за несколько лет структура рынка меняется на наших глазах. «Большая четверка», выглядевшая как 1 + 3 + все остальные, сейчас быстро превращается в монопольное доминирование – по схеме 1 + с большим отрывом 2 + все остальные. В первом полугодии доля группы «Аэрофлот» в перевозках пассажиров составила 43,3%, тогда как у четырех его ближайших конкурентов в сумме получилось всего 37,2%. Чистый прирост провозной емкости в прошлом году (к уровню 2013 года) у «Аэрофлота» составил 9%, у «Трансаэро» – 4%, у «Сибири» – 7%, у «ЮТэйр» – 5%, а у дочерних авиакомпаний «Аэрофлота» – почти 4%. Фактически, именно за счет дочерних перевозчиков – «Оренбургских авиалиний» и низкотарифной «Победы» и идет сейчас экспансия «Аэрофлота» на рынке регулярных авиаперевозок.  Источник: ratanews

Tags: anex tour, coral, nord wind, oren air, pegas, utair, Авиация, Аэрофлот, Трансаэро
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments