mturnn (mturnn) wrote,
mturnn
mturnn

Categories:

Ингушетия. Древние церкви в горах - призраки ушедшего христианства

Оригинал взят у conlaich в Ингушетия. Древние церкви в горах - призраки ушедшего христианства










IMG_8359

Раз уж мы недавно начали тему древних кавказских христианских храмов и она при этом вызвала некоторый отклик и репосты...

Вторая в этом году поездка на Кавказ состоялась неожиданно для меня самого. Больших авантюр летом я устраивать не собирался, но планы на отпуск внезапно отменились... Путешествие вышло насыщенным - удалось повторно посетить Кахетию, увидеть, пусть и наскоро, Азербайджан, заехать к рутульцам и лезгинам в Дагестан. А номером один удалось заглянуть в Джейрахский район Ингушетии - а эти места были моим давним "пунктиком", если не сказать "мечтой".

Еще лет десять назад я впервые прочитал про средневековые христианские храмы, комплексы боевых башен, некрополи и святилища, которыми ингушские горы усеяны, пожалуй, щедрее, чем какие-либо другие места на Северном Кавказе - "плотность культурного слоя" и эффектность архитектурно-природного ландшафта здесь поразительная.

IMG_8308

Этот богатый и интересный мир вайнахского средневековья до последнего времени оставался, да и сейчас остается незаслуженно малоизвестен путешественникам. Заповедный и абсолютно уникальный по российским меркам район оставался, как ни парадоксально, строго режимной зоной из-за близости к границе. Чтобы попасть сюда, раньше нужно было ехать получать пропуск в Назрань - а это и лишнее время, и бюрократическая морока, и немалый крюк: нормально доехать в ущелья Джейрахского района можно только по Военно-Грузинской дороге из Владикавказа.

IMG_8370

Недавно здравый смысл восторжествовал: ингушское правительство, решив развивать район как курорт и исторический парк, открыло доступ сюда - по крайней мере, для россиян, которым с прошлого года для стало достаточно лишь показать паспорт на въезде. Но это процедура в этих краях вообще рутинная - за два часа, что прошли от прибытия поезда во Владикавказ до въезда в Ингушетию, мне пришлось доставать документы раза четыре: осетинские полицейские со рвением, достойным лучшего применения, искали в приезжих диверсантов "Правого сектора"...

IMG_8290

"На восточном Кавказе сложно путешествовать без кунаков" - уверяли меня друзья перед отъездом. Это правило, стоило мне добраться до моста через Терек, разделяющего Осетию и Джейрахский район, подтвердилось тотчас же. Правда, совсем не в том смысле, что друзья имели в виду - просто кунаки в этих краях появляются сами, порою внезапно.

Увешанные амуницией милиционеры-осетины на по-военному суровом блокпосту у "пограничного" моста перед въездом в курортный район, проверив у меня документы и кивнув на клубящиеся в ущелье тучи, остановили мне проезжий КамАз. Через двадцать пять минут я уже пил чай в райцентре, Джейрахе, в гостях у водителя - Назира. В итоге, у него дома я пробыл два дня. Мало того, Назир настоял, что сам отвезет меня всюду, куда я собирался попасть. Неловкость неловкостью, но без него я за короткий срок, проведенный в Ингушетии, я не успел бы и половины того, что удалось в итоге, хотя увидеть, естественно, получилось лишь немногое: по-хорошему,  этот край стоит недели вдумчивого изучения. Опять же, погода
действительно не баловала: в Джейрахе как раз к моему приезду начались ливни.

В общем, Назир, если ты это прочитаешь, баркал тебе и твоей семье еще раз!





К вечеру немного развиднелось, и мы с Назиром и его старшим сыном отправились вверх по ущелью, к месту, которое я хотел увидеть в горной Ингушетии, пожалуй, более всего - средневековому храму Тхаба-Ерды в ущелье Ассы...

Ислам проник в горную Ингушетию совсем недавно - лишь в конце XVIII века. Старая народная вера медленно сдавала свои позиции - приняв ислам, вайнахи продолжали звать Аллаха именем Дяла - так же, как и верховного отца богов прежнего языческого пантеона. Долго отмирали под нажимом суфийских проповедников отголоски других культов - богини плодородия Тушоли, покровителя охоты одноглазого лесного бога Елты, громовника Сялы, солнечного хозяина Малха. Как и у соседей-осетин, в ингушских ущельях и сейчас в избытке увидеть святилища, где еще не так давно приносили жертвы божествам и родовым духам-покровителям.

На фото, если верить подписи в Википедии - последний языческий жрец Ингушетии:



В свою очередь, в ингушском язычестве некогда растворилась память о христианстве, принесенном сюда еще в раннем Средневековье. Христианская вера шла на Северный Кавказ двумя путями. С одной стороны, в X веке иерархам из Константинополя удалось убедить креститься правителя Алании - крупнейшей страны Прикавказья; при дворе аланского царя была учреждена сперва епархия, а затем и митрополия. С другой, все больше миссионеров стало прибывать из грузинских земель, правители которых смогли наконец избавиться от власти захватчиков-арабов. Усилившись, грузины смогли озаботиться и расширением своего влияния к северу от "Аланских ворот" - Дарьяльского ущелья, по которому проходила одна из ветвей Шелкового пути, и сделать это проще всего было через обращение горцев. Пик грузинского миссионерства на севере пришелся на XII - начало XIII веков - время царицы Тамары, когда объединенная Грузия, поборов врагов-сельджуков и расширившись вплоть до Трапезунда, Карса и Нахичевани, стала региональной "сверхдержавой".

IMG_8303

Конец этой политике положили вторжение монголов и тамерланово разорение Кавказа. Миссионеров и священников не стало, горцы, которые и так не слишком глубоко успели принять новую религию, вернулись к своим культам, а храмы, построенные за эти столетия, стали использоваться для жертвоприношений местным богам. От христианства остались отголоски обрядов и символы, утратившие свой первоначальный смысл. Так, Всеволод Миллер, исследователь осетинских памятников и фольклора конца позапрошлого века, путешествуя по ингушским и чеченским ущельям, описывал большое количество виденных им каменных надмогильных крестов. Однако безымянные мастера, ставившие их в позднем средневековье, имели в виду уже скорее солярные или антропоморфные образы, нежели Распятие... Да еще вайнахи до сих пор называют свои святилища словом "элгыц", созвучным греческому "экклисиа" и грузинскому "эклесиа", то есть "церковь".

По дороге к Тхаба-Ерды небо расчистилось, и очень кстати:

IMG_8309

По пути начали все чаще появляться средневековых оставленных сел и хищные, похожие на серые каменные грибы боевые вайнахские башни "воу" - о них подробнее расскажу в следующем посте.

IMG_8382

IMG_8316

С каждым поворотом виды все сильнее и сильнее. Вот проезжаем село Эгикал - один из крупнейших башенных комплексов района. Ансамблей такого масштаба на пути длиной в тридцать примерно километров несколько. Чем не Мачу-Пикчу?

IMG_8381

Наконец, выруливаем к точке назначения. Храм огражден забором, очевидно, от пасущегося вокруг скота, и сверкает свежеположенной черепицей - результат недавнего капитального восстановления.

IMG_8319

Для сравнения - в недавнем прошлом он выглядел так (фото из книги В. Марковина "В стране вайнахов", 1969 г.)



Когда Тхаба-Ерды впервые в новой истории увидели европейцы (первым его описал в 1780-х годах квартирмейстер русской армии Штедер), давно позабывшие о христианстве ингуши, продолжали чтить его как важнейшую святыню. Здесь не только проходили жертвоприношения, но и заседал самый авторитетный среди местных горских обществ - шахаров - суд.

За время, прошедшее с открытия храма, он неоднократно изучался. Однако то, когда он был основан, до сих пор остается предметом споров. Иные (и эту версию по понятным причинам любят в самой Ингушетии) утверждают, что первоначальная дата постройки Тхаба-Ерды - VIII-IX, а то и в VII века - это автоматически делает именно его, а не храмы Карачая или новоприсоединенного Крыма, старейшим христианским памятником России. Другие говорят о времени царицы Тамары, а третьи - в том числе, к этому склоняются авторы последних исследований, датируют древнейшую его часть второй половиной X века.

IMG_8341

В любом случае, Тхаба-Ерды в том виде, что мы видим сейчас, существенно моложе. С момента основания храм несколько раз разрушался и отстраивался заново, и представляет собой с архитектурной точки зрения своего рода "слоеный пирог", если не "пудинг".

"Мы там видим три этапа, - пояснил мне историк архитектуры Денис Белецкий, который некоторое время назад исследовал Тхаба-Ерды и с которым я после связался на фэйсбуке, - сначала X век, потом примерно время Тамар и потом примерно XVI-XVII век". Впрочем, добавил он, вполне вероятно, что последняя перестройка может относиться и к более раннему времени - XIV-XV векам.

IMG_8345

На западном фасаде Тхаба-Ерды находится редкая для нашей страны резная ктиторская композиция. Очевидно, она была собрана заново из обломков старого храма: видно, что часть блоков в ней стоит явно не на своем месте.

IMG_8342

Хватает фрагментов древней резьбы, "наугад" вмонтированных в позднейшую кладку, и на боковых стенах.

IMG_8338

IMG_8339

Обойдя храм, со стороны алтаря видим "раннее" изящное резное окно, творение закавказского мастера:

IMG_8348

А вот уже оконные проемы, выложенные мастером-вайнахом при позднем ремонте...
IMG_8340

Изящный карниз грузинской работы:

IMG_8344

Вайнахские мастера, ремонтировавшие храм, возвели внутри интересное трехкупольное перекрытие свода - в кои-то веки пожалел, что отправился в дорогу без широкоугольника - адекватно заснять его не получилось:



IMG_8337

Рядом с Тхаба-Ерды сохранились остатки башенных (?) построек...


IMG_8363

... и старинные склепы, разграбленные, но до сих пор полные костей...

IMG_8364

IMG_8365

Но надо торопиться...

IMG_8355

В конце концов, поворачиваем обратно - и, проехав немного назад, до темноты успеваем увидеть еще одну древнюю христианскую церковь.

На том берегу - древнее село Таргим Галгаевского общества-шахара, по имени которого сейчас называют себя все ингуши - ГIалгIай. Россыпь жилых и боевых башен, склеповый некрополь на должном отдалении. А вот он храм - на переднем плане.
IMG_8368

Местное его название - Алби-Ерды (значения имени я не знаю). Вполне "грузинский" с виду небольшой скромный зальный храм был, вероятно, построен где-то между XI-XII и XIII - XIV веками, а в последующие века, как и Тхаба-Ерды, использовался для проведения языческих обрядов...

IMG_8375

Однако заброшен он был, скорее всего раньше, чем Тхаба-Ерды - в отличие от последнего, Алби-Ерды, судя по всему, никто никогда не перестраивал...

IMG_8377

IMG_8372

Возле Таргима есть и еще одна древняя церковь, третья в Ингушетии - "Таргимский храм", Таргим-ерды, но я ее не увидел... Воспринимаю это как повод как-нибудь вернуться.

Собирался дождь и стремительно вечерело, и нам надо было еще попасть в Джейрах до того, как стемнеет, чтобы, во-первых, не ехать в темноте по горной дороге, а во-вторых, успеть к вечернему ифтару - разговлению: было время Рамадана, и Назир, все это время бывший на ногах, с рассвета не взял за день в рот ни крошки.

IMG_8384

Уже в темноте Назир останавливается на дороге и звонит кому-то: говорит, надо купить барана. Через некоторое время из тумана появляется стадо. Долго ждем в машине, пока пастух не отзовет собак, выходим. Назир долго беседует с рыжим сероглазым пропахшим овчиной пастухом по-ингушски, а я понимаю, что едва выбравшись из Москвы, окончательно потерялся во времени и пространстве.

IMG_8386

Наконец, жертва выбрана - выбранный баран выхватывается из стада и грузится в машину. Он почти не сопротивляется.

IMG_8388

Ночь сваливается на горы стремительно, доезжаем уже в темноте. Джейрах встречает уличной иллюминацией - странно возвращаться в цивилизацию даже после трех часов среди храмов и некрополей. Дома у Назира ждет горячий ужин и мягкая постель в кунацкой.

Завтра мы поедем в Эрзи - одно из красивейших башенных сел округи. А пока спать.

Из других поездок по Северному Кавказу:

Путешествие в Черкесию - 2014

Древнейшие храмы России: аланские церкви Карачая
Хурзук: неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце Кавказа
Общие впечатления

Башни, склепы и горы Северной Осетии - 2012
Фиагдон, святая гора Тбаухох и город мертвых в Даргавсе
Башенное селение Цимити и окрестности
Древние села Урсдон, Дагом и Донисар
Введение


Tags: Кавказ, горы, отдых в России, религия
Subscribe

Posts from This Journal “Кавказ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments