mturnn (mturnn) wrote,
mturnn
mturnn

Category:

Болгария. Узкоколейка Септември-Добринище. Живой раритет.

Оригинал взят у gur_095 в Узкоколейка Септември-Добринище. Живой раритет.
В Болгарии раньше было несколько действующих узкоколейных линий железной дороги. В 90е годы, после падения Советского Союза, узкоколейки пришли в упадок. Закрывались предприятия, прекращалось грузовое движение, останавливалось финансирование. До наших дней дожила лишь одна болгарская узкоколейка - Септември-Добринище. Она тянется на 150 км и связывает пригород Пловдива, второго по величине города страны, с горными районами юга.


Проехаться по узкоколейной железной дороге было мечтою детства. В Кировской области, где каждым летом мне доводилось бывать, узкоколеек встречалось великое множество. Помню, поедем в лес за ягодами, ходим по непролазной чаще, и вдруг узкоколейка. Дряхлые полувековые шпалы поросли густым мхом. Рельсы едва различимы в траве. Будто ребенок какого-то мифического лесного великана играл здесь в железную дорогу. Но и у великанов, увы, дети вырастают, забывая свои игрушки посреди леса.

Тогда мне казалось, что узкоколейка таинственна. Куда ведет она? Кто создал ее здесь, посреди болотной глухомани? Я мог спокойно перешагнуть колею и стоять одновременно на обеих рельсах. Как по этой дороге может ехать поезд? Эти вопросы занимали меня куда больше, чем сбор ягод. И ни о каких ягодах я тогда уже не думал, когда встречалась на пути узкоколейка. В тайне надеялся, что вот-вот, именно сейчас, пока все тут напали на очередное месторождение клюквы, из-за поворота покажется поезд, и я наконец узнаю, как же это возможно. Но поезда всё не было. Ржавые рельсы без дела лежали в траве, а по сторонам краснела ягода.

Это потом я узнал, что в нашей стране узкоколейки теперь почти никому не нужны. Они пали под натиском автотранспорта и стали нерентабельны. Забытой приметой былой эпохи остаются они посреди лесов, и скоро такие действующие дороги можно будет пересчитать по пальцам.

За рубежом ситуация с узкоколейками похожая. В Западной Европе погибающие узкоколейки массово превращают в туристические аттракционы, в Восточной - тоже стараются, но получается неважно. Большая часть восточноевропейских дорог закрывается или переделывается на широкую колею.

В зимнюю поездку на болгарский горнолыжный курорт Банско мне представилась возможность осуществить детскую мечту и прокатиться по уникальной дороге Септември-Добринище, считающейся одним из самых впечатляющих ж/д маршрутов Европы.


Несмотря на размеры и кажущуюся «несерьезность», у дороги вполне «взрослые» вокзалы. Вокзал Банско, например, занимает большое здание в два крыла, с залом ожидания, кассами и комнатой начальника станции. Это почти крайняя южная точка дороги. От него до конечной, села Добринище, всего 5 километров. Знаменита дорога и самым высокогорным вокзалом в Болгарии - станцией Аврамово (1997 м).


Я решил отправиться из Банско на север, и доехать до городка Якоруда, где находится разъезд, и есть возможность сразу сесть на обратный поезд. Весь путь от Банско до Якоруды и обратно занимает около 2 часов. К сожалению, самые красивые виды остались впереди, вокруг сёл Варвара и Света Елена. Но для того чтобы добраться до них, нужно иметь немало времени и терпения, ведь 150 км пути узкоколейный поезд проходит за 5 часов! От Якоруды до Велинграда дорога петляет меж отрогов Родопских гор, ныряя в тоннели и пересекая саму себя на разных уровнях. Поезд на этом сложном участке меняет направление шесть раз, осторожно огибая по склонам горные пики. Наверное, ни один транспорт не может так гармонично сочетаться с окружающим ландшафтом, как узкоколейка. Она не разрушает, а только дополняет его своей едва уловимой романтикой.








Если захотите прокатиться по этому уникальному маршруту, лучше начинать со стороны Септември. А если не жалко времени, покорите ее от начала и до конца - эта дорога заслуживает внимания. Из окна помимо удивительных пейзажей вы увидите настоящую болгарскую провинцию, где в затерянных горных селах теплится жизнь, и поймете, как важен был и остается этот поезд для местных жителей. И да, узкоколейка убыточна. Стоит поторопиться, в любой момент эта историческая и идиллическая дорога может исчезнуть под натиском времени и экономики. Она – одна из последних настоящих, не превращенных в туристические аттракционы, узкоколейных дорог в Европе, и последняя - на Балканах.



Схема линии Септември-Добринище



Tags: Болгария, железные дороги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments