mturnn (mturnn) wrote,
mturnn
mturnn

Колорит Худжанда (рассказ о работе S7 в таджикском городе)

Оригинал взят у s7_direct_line в Колорит Худжанда (рассказ о работе S7 в таджикском городе)
LBD-blog

Нечасто в России можно увидеть свежие публикации о жизни в Средней Азии. Ниже рассказ представителя S7 Airlines в Таджикистане. Также есть представительства S7 в Душанбе и Кулябе. Но здесь речь про город Худжанд.


Активное развитие S7 в Средней Азии началось несколько лет назад и продолжается в настоящее время. Текущей зимой выполняются полеты в 12 городов всех бывших южных республик СССР, включая Казахстан. Большинство этих рейсов отличаются высокой доходностью и приносят существенный вклад в общий бюджет холдинга. Мы встретились с руководителем представительства авиакомпании в Худжанде (Таджикистан) Фазлиддином ХАСАНОВЫМ, которой с удовольствием рассказал о работе и своем регионе.

Что собой представляет современный Худжанд? Многие сотрудники могут помнить его еще по советскому названию Ленинабад. О чем нам напоминает код аэропорта LBD…

Город у нас старинный, столица древней Согдианы. Он был удачно расположен на маршрутах Шелкового пути на западе плодородной Ферганской долины. Это север Таджикистана. Еще при СССР отмечалось 2500-летие Ленинабада, который в 1991 году был переименован в Худжанд. Население город сейчас составляет около 200 тысяч человек, это больше чем в советское время. Основной приток жителей идет из сельских районов. Худжанд является центром густонаселенной Согдийской области. Жители области как раз являются нашими основными пассажирами, совершая регулярные поездки на заработки в Россию.
Расположен Худжанд на берегах Сырдарьи, менее чем в 50 км от границы с Узбекистаном и в 15 км от Киргизии. Через наш город проходит автотрасса Душанбе – Ташкент. На ней совместно с китайцами недавно построено два тоннеля, каждый длиной более 5 км на высотах свыше 3000 метров. В результате наземный путь от Худжанда до Душанбе длиной 300 километров можно преодолеть за 4 часа. Теперь сообщение стало круглогодичным, ранее на зиму перевалы закрывались. Час полета по этому маршруту самолете стоит от 75 долларов в одну сторону (летает, в частности, МА-60 китайского производства, развитие Ан-24, единственный в СНГ).

Во время СССР в Ленинабаде была развита промышленность, на предприятиях трудилось много русских специалистов. В пригороде Чкаловске, например, расположен комбинат «Востокредмет». Из его продукции была сделана первая советская атомная бомба. Было много и других производств, тесно связанных поставками с другими республиками Союза. Но отраслевые связи в начале 1990-х разрушились. Сейчас в Худжанде из русских остались только пожилые жители, молодежь вернулась в Россию. Тем не менее, в 1990-х годах открылось единственное в городе диппредставительство – Консульство Российской Федерации.
Сегодня Худжанд живет торговлей, выращиванием и обработкой фруктов и хлопка, растут показатели легкой промышленности, в области ведется добыча полезных ископаемых, включая золото. Развиваются средние и мелкие промышленные предприятия, в том числе, с участием иностранного капитала. Из известных российских компаний в регионе представлены «Билайн», «Мегафон», «Газпромнефть».
Недалеко от Худжанда расположен город Пенджикент, в котором располагается единственный в стране объект Всемирного наследия ЮНЕСКО – поселение Саразм, возраст которого составляет более 5000 лет. Земледелие здесь развивалось еще до нашей эры. Пенджикент также славится Фанскими горами. Высоты превышают 5000 метров и привлекают альпинистов из разных стран. В свое время здесь бывал известный автор-исполнитель Юрий Визбор, написавший песню про эти горы.

Как развивалась миграция с севера Таджикистана в Россию?

Активные поездки в Россию начались в самом начале 2000-х. Первые мигранты пользовались поездами и автобусами. В 2003 году в Худжанде открылось представительство челябинской авиакомпании «Энкора», тогда же я открыл свой авиационный стаж. Было два направления – Москва и Челябинск. В Москву также летали самолеты Tajik Air. В 2004 году рейсы «Энкора» продолжила выполнять «Сибирь». Достаточно быстро мы открыли рейс в Новосибирск.
Cегодня расписание аэропорта включает регулярные рейсы более чем в 10 городов РФ, от Краснодара до Иркутска, выполняемых несколькими авиакомпаниями, в т.ч. двумя таджикскими. Мы обеспечиваем в Худжанде максимальный объем перевозок среди зарубежных компаний. В зимнем расписании S7 Airlines предлагает 10 рейсов в неделю: в Москву (ежедневно), Челябинск и Новосибирск. В Новосибирской области, например, таджикская диаспора включает 73 тысячи человек.

Насколько велика сезонность в перевозках?

Если в первые годы работы представительства, с 2004 года, загрузка рейсов часто была односторонней, то примерно два года назад она выровнялась и является достаточно высокой в обоих направлениях. 90% пассажиров – трудовые мигранты - мужчины в возрасте от 18 до 50 лет. Многие из них официально устроены на работу в России и прилетают домой уже не на полгода, как раньше, а в короткий отпуск. И летают уже по два раза в год. Миграционный поток в Россию ежегодно увеличивается. Остальные 10% пассажиров делятся примерно пополам – россияне и жители дальнего зарубежья. Круглый год идут бизнес-поездки, летом - отдых в местах, где для многих прошло детство и юность, а также горный туризм и исторические раскопки.

Какие современные пассажирские технологии представлены в Худжанде?

Можно смело сказать, что все новые технологии пришли в аэропорт Худжанда благодаря нашей авиакомпании. Гендиректор аэропорта, ранее, в 37-летнем возрасте, возглавлявший Ленинабадский авиаотряд и вернувшийся в аэропорт 4 года назад, Маруфджон Мирзаджанович Махмудов всегда идет нам навстречу в нововведениях. Новые сервисы приносят дополнительное удобство и для пассажиров, и для аэропорта, делая его более современным.
Началось это развитие с внедрения на наших рейсах электронных билетов в 2008 году. Сначала я думал, что народ не поверит. Даешь живые деньги, получаешь простой бумажный лист… Думал, что у нас все это затянется на 2-3 года. Но произошло все достаточно быстро, в течение нескольких месяцев. Чтобы не было соблазна пользоваться бумажными бланками, мы с помощью коллег из Новосибирска довольно быстро от них избавились. И сама жизнь заставила пользоваться маршрутными квитанциями как пассажиров, так и службы аэропорта.
Мы активно рекламировали преимущества e-ticket по местному радио и телевидению, на всю Согдийскую область, а это более 2 миллионов человек. А преимущества для наших пассажиров были очень существенными. У нас часто покупают билеты из России для родственников в Худжанде и области, или из Таджикистана – например, родители для студентов. Раньше надо было передавать деньги или сами билеты. Сейчас оплатить можно где угодно. Пассажирам достаточно просто приехать в аэропорт со своим паспортом. Есть свои плюсы и для агентов – не надо пересылать в головной офис бумажные купоны, все идет в электронном виде.
Затем, благодаря подключению DCS, мы первыми предложили услугу сквозной регистрации пассажиров и багажа. В то же время, регистрации на сайте S7 у нас пока нет. Онлайн-продажа также не очень развита. Тут еще далеко до российских показателей. Платежи по банковским картам в Худжанде практически отсутствуют. С карт просто снимают деньги в банкоматах, как в России десять лет назад. Терминалов для оплаты нет даже в крупных супермаркетах. Поэтому, как и раньше, популярна покупка билетов в кассах. Например, в центре Худжанда на расстоянии 100 метров расположено более 25 касс разных агентов. Купить авиабилеты можно и во всех районах области.
Первыми в Худжанде мы стали обслуживать пассажиров напитками и питанием при задержках рейсов. Наши рейсы ходят достаточно регулярно, но такой работой с пассажирами при задержках мы также положительно выделяемся на фоне конкурентов. Если добавить про новые А320, которые летают по всем трем нашим маршрутам, то становится понятным, почему наша загрузка выше, даже при чуть более высоких тарифах. Пассажир ценит заботу, безопасность, новую технику, удобство расписания. Ночные рейсы позволяют прилетать в Москву рано утром, что позволяет не платить деньги за лишнюю ночевку в столице, а также иметь время для пересадки в другие регионы России.

Какие еще особенности есть в аэропорту?

Каждый рейс обслуживает два представителя. Всего у нас в штате 8 человек. Когда происходят редкие задержки более 2 часов, выводим дополнительный персонал. Стоек регистрации – три. Бизнес-пассажиры, которые у нас также есть, обслуживаются в отдельном бизнес-терминале.
В части производства, мы получаем из головного офиса S7 flight plan на обратный рейс и передаем экипажу. Представитель работает на прилете с багажом еще до выхода бортпроводников. Разворачиваем рейс за 1 час. Когда к нам год назад летал А310, его тоже разворачивали за час.
Авиакеросин в Таджикистане не производится. Его ТЗК покупает в Туркмении и в России. Телетрапов пока нет, так как климат у нас теплый. Первая зелень, миндаль, появляется на улицах в начале марта. А затем листья распускаются на абрикосовых деревьях. Тем не менее, сейчас обсуждается возможность установки четырех телетрапов. Приезжайте в гости, увидите все своими глазами.


На фото - международный терминал Худжанда.

Tags: s7, Средняя Азия, аэропорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments